Начальники и подчиненные

Идеальный работник и идеальный босс… Разве не идиллия? Но на практике оказывается, что тем и другим порой сложно найти общий язык. И вместо того чтобы трудиться, люди выясняют отношения и ссорятся. Почему так происходит?

Ангелы или демоны

Начальники и подчиненные — это почти как отцы и дети. Извечный конфликт чаще всего возникает оттого, что люди практически никогда не пытаются понять своего коллегу и посмотреть на его проблемы под другим углом.

Стычки также случаются не только потому, что подчиненные слишком категорично оценивают начальника или начальник слишком строг с ними. Порой виновники напряженной атмосферы в коллективе — сами сотрудники, которые неадекватно воспринимают свой вклад в работу.

Наконец-то я стала боссом!

Так, может быть, пора взглянуть на себя со стороны? Каждый сотрудник мечтает о добром начальнике. До тех пор, пока… сам не станет руководителем. Оказавшись в кресле большого босса, он начинает другими глазами смотреть на работу шефа и на своих подопечных, из которых он вырос.

Хронические крикуны

Когда я только начинала работать менеджером по продажам в бюро переводчиков, подозревала, что мне не везет с руководством. Многие кричали на подчиненных, употребляли нецензурные слова. Кто-то обожал критиковать. Иногда мне даже казалось, что некоторые руководители совсем не понимают, что мы — живые люди, и у нас бывают проблемы и заботы вне работы. Это было так странно для меня. И я удивлялась — как таких неквалифицированных людей вообще могут назначать на высокие должности? Однажды мне все же повезло: руководитель был добрым и понимающим, отпускал с работы, если требовалось, в меру критиковал чужую работу и всегда лояльно относился к подчиненным и их многочисленным проблемам. Это была работа моей мечты. Но через год нашу фирму закрыли, я устроилась на новое место, и мне снова в который раз пришлось работать с крикуном.

Когда я сама стала руководителем, с удивлением обнаружила, что управлять людьми очень сложно. Я даже стала понимать бывших шефов, которые без конца ругались. Мне иногда и самой хотелось высказать подчиненным все, что я о них думаю. У каждого ведь свой характер, взгляды на жизнь, опыт. И каждый пытается продемонстрировать свою индивидуальность. Когда берешь на себя руководящие функции и работаешь с людьми, это очень четко ощущаешь. А если кто-то пытается посвятить тебя еще и в свои личные проблемы, тогда голова просто кругом идет. Постоянно надо быть чуть выше, проницательнее, чтобы поддерживать авторитет. И дисциплину в коллективе важно поддерживать постоянно, иначе люди начнут лениться, станут хуже работать. Поначалу было сложно. Очень помогли советы старших друзей и родственников, которые уже имели опыт руководства коллективом.

Теперь я понимаю, что строгость и порядок необходимы, чтобы успешно трудиться в команде. А ведь когда-то мне казалось, что добрый начальник — это супер. Теперь, уже с позиции собственного опыта, я понимаю, что это вовсе не так: руководитель должен быть требовательным, но справедливым. Только тогда его будут уважать, а значит, и хорошо работать. Наш же шеф был слишком мягким — вот фирма, к сожалению, и закрылась.

Учитесь видеть ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции начальника. Конечно, есть руководители-тираны или интриганы. Тогда стоит задуматься о смене работы. Но в большинстве случаев это люди, которым тоже нелегко. Если они нервничают или требуют чего-то, то не потому, что хотят обидеть вас как личность. Их задача состоит в том, чтобы команда слаженно и хорошо работала.

Циничный клоун

Когда я после университета устроилась на работу, то была в шоке от руководителя. Циничный, наглый, бесцеремонный. К тому же мне казалось, что у него не более восьми классов образования. А для меня идеальный шеф должен был быть умным, интеллигентным, образованным. Моего «кадра» я считала циничным клоуном, который случайно попал на это место.

Первый опыт руководства коллективом я получила, когда мой шеф уехал в длительную командировку. Мне пришлось курировать несколько сложных проектов по строительству. Я поняла, почему шеф такой циничный. Иначе нельзя. Мне казалось, что меня разрывают на части, что я завалю проект и компания понесет миллионные убытки. К тому же, побыв немного в роли начальника, я еще почувствовала и ответственность за каждого сотрудника, ведь любая ошибка могла лишить всех нас работы. Этого бы я себе никогда не простила. Тогда во многих вопросах мне приходилось быть жесткой и требовательной, но результат того стоил. Вскоре меня назначили руководителем на постоянной основе. Теперь я только усмехаюсь, когда подчиненные считают себя умнее и думают, что знают лучше, как надо что-то сделать. Это напоминает ситуацию, когда ребенок учит родителей, как надо жить. Со стороны это выглядит наивно.

Прежде чем судить своего начальника, подумайте: а имеете ли вы для этого основания? Обладаете ли вы для этого достаточной информацией? Начальник ведь общается не только с вами, но и с вышестоящим руководством. Сфера его задач гораздо шире вашей и ответственности у него больше. Лучше не тратьте время на пустые переживания, а займитесь саморазвитием и повышайте квалификацию Со временем у вас появится возможность достигнуть уровня вашего босса. А может быть, даже перерасти его. И этот бесценный опыт бесконфликтного общения поможет вам в будущем наладить отношения не только с боссом, но и с вашими потенциальными подчиненными.

Равнодушный доктор

Всех своих начальников я считала рабовладельцами. Думала: неужели эти люди давали клятву Гиппократа?! Я мечтала о главвраче, который будет ходить по министерствам, чтобы выбить нам льготы или приобрести новое оборудование. Но каждый новый начальник ничего не менял. Естественно, меня это возмущало и раздражало. Не понимала, как можно, когда сотрудник вносит предложения, спокойно говорить: «Не хотите работать — никто не держит». Я была всем недовольна, не раз писала заявление об увольнении, но все же оставалась, ведь люблю свою работу.

Знаете поговорку:, отольются кошке мышкины слезы? Вот наконец-то моя мечта сбылась — я села в кресло главврача. Первые два дня всерьез полагала, что все теперь в нашей поликлинике будет по-другому. Реальность оказалась суровой: выяснилось, что наше медицинское учреждение иногда не может даже оплатить счета за электроэнергию, не говоря уж о новом оборудовании. Я на себе прочувствовала, что это такое, когда каждого сотрудника нужно уговаривать работать. Это колоссальный труд, который вовсе не входит в круг моих обязанностей. Ведь, тратя время на разговоры с персоналом, я часто не успеваю выполнять свои непосредственные функции — постоянные переговоры с чиновниками, составление бюджета, сметы и непосредственно врачебная практика, которую я не собираюсь бросать. А если кому-то совсем невмоготу работать, я не буду удерживать, у меня есть задания и поважнее. Вот только теперь у меня возникает совсем иной вопрос: «Как эти люди, которые давали клятву Гиппократа, могут так спокойно угрожать мне уходом с работы. Ведь каждый день к нам приходят столько людей, нуждающихся в помощи. Это неправильно.

Конечно, критиковать своего руководителя легко, но сначала задайте себе один простой вопрос: «А почему в этом кресле сидит он, а не я», И дайте на него честный ответ. Это поможет вам выработать четкую стратегию продвижения по карьерной лестнице.

Завтра будет лучше, чем вчера!

Знаете ли вы, что 80% нашей энергии мы тратим не на разрешение проблем, а на эмоциональные переживания неприятностей. Подобный подход делает любую ношу неподъемной, а работу — по-настоящему тяжелой. Но, даже если и приходится ежедневно сталкиваться с трудностями, не зависящими от вас, изменить свою жизнь к лучшему можно. И как всегда, начинать нужно с себя.

Чтобы сделать первый шаг к той работе, которая будет вам приносить удовольствие, важно создать точку перехода — пик максимального успеха. Вне зависимости от того, какое положение и должность вы занимаете сейчас, нынешний период должен стать для вас счастливым. Для этого наполните его положительными эмоциями, такими как радость, азарт, любопытство, интерес, влюбленность, выудив их из глубин своей памяти.

Сделать это возможно с помощью двух простых упражнений.

1. Займите удобную позу, закройте глаза и положите ладони на солнечное сплетение. Ощутите, как оно излучает тепло и свет так, как будто внутри вас светит настоящее солнце. Сделав глубокий вдох, поднимите ладони до уровня сердца, а вместе с ними и свое внутреннее солнце. Повторите это движение несколько раз. Когда в течение дня вы почувствуете упадок сил и настроения, просто делайте это упражнение. Оно поможет убрать внутренние барьеры, мешающие вам достичь поставленных целей.

2. Вспомните, какая эмоция вызывает у вас наибольшее воодушевление, делает счастливой? Вы должны ее заново пережить, погрузиться в нее с головой. Сделав ее фоновым состоянием дня, не только поддерживайте это настроение в себе, но и создавайте его у других, окрыляйте окружающих. Удерживайте это состояние вне зависимости от событий дня. Делайте себя центром — вы сами задаете тон, а не реагируете на происходящее. Отныне только вы вправе влиять на свои эмоции. Однако в течение дня не только поддерживайте свой новый эмоциональный фон, но и обращайте внимание на ту деятельность, которая поднимает вам настроение. Вероятнее всего, она является вашим призванием или непосредственно с ним связана. Но, чтобы убедиться в этом окончательно, еще потребуется время.