Что для тебя работа?

В сентябре прошло­го года уволилась моя коллега Кри­стина, а еще несколькими месяцами ранее уволилась Лиля. И параллельно в моем коллективе с незавидной регулярно­стью меняются пиарщики. Что ж, бывает, ничего критично­го, просто в жизни женщин все переменчиво. Так уж вышло, что вторым этапом собеседо­вания для всех новых канди­датов на оголяющиеся долж­ности выступила я. На первые встречи с девочками я шла очень воодушевленно. Вспо­миная себя 10 лет назад, свое сильное волнение и еще боль­шее желание получить работу, я широко улыбалась, стараясь показаться максимально при­ветливой. Помимо предыду­щего опыта работы, я активно интересовалась личными ув­лечениями, уровнем амбиций и видением себя в будущем у каждого кандидата на новую должность.

Поскольку учить и вводить в курс дела все равно пришлось бы мне, я рассчиты­вала найти «себе подобного» — жаждущего трудностей и го­тового ко всему, что даст опыт и профессиональный рост. И я была уверена, что именно та­ких девчонок я встречу на пороге нашей компании. Поток кандидатов был велик (мно­гие хотят работать в космети­ческой компании, и это понятно), но поток оказался одно­лик. Нет, конечно, все были по-своему интересны, по-своему активны, но объединяло их одно — неготовность брать на себя больше, чем описано в должностной инструкции. Я смирилась с этой позицией. В конце концов, это ведь впол­не нормально, законно и даже правильно. Но я, например, стала так считать, только пере­валив за 10-летний опыт рабо­ты в этой сфере. А до этого все новые обязанности для меня были возможностями, новые трудности — закалкой, трения и столкновения — опытом в от­стаивании своего мнения.

В итоге к нашему рабочему коллективу присоединились младшие товарищи, которых мы должны были научить все­му, что умеем, и сделать та­кими, как мы, более опытные сотрудники. Прошло время, новички вклинились в систе­му, но в них так и не выросло одно качество — инициатив­ность. И у меня возник во­прос: мы подобрали не тех или не вложили в них доста­точно воодушевления?

За вечерними пятничны­ми посиделками с бокалом вина разговор с моей университетской подругой протека­ет всегда оживленно. Я реши­ла поделиться своими замеча­ниями о новых сотрудниках и спросить совета у Насти, по­скольку последние несколь­ко лет она успешно развива­ет свою карьеру в должности НR-директора крупной компа­нии. «Это скорее тенденция, чем твоя ошибка, просто новая смена сильно отличается от на­шей, у них другие ориентиры».

Мы с Настей вместе оканчива­ли престижный университет, выходя с горящими глазами на просторы карьерных путей. И в свои 22 мы были абсолют­но уверены, что счастье инди­видуальное тождественно про­фессиональному. И без пахоты не будет денег, а без них не бу­дет свободы, а без свободы что за счастье? И тут мне вспоминается противоположный пример. Когда я только устроилась на свою первую серьезную работу, все мысли и разгово­ры у меня были только о ней.

Я ежедневно советовалась со своим папой: как правиль­но себя повести в данной ситуации, как корректно распре­делить свои силы или как по­ставить себя в глазах коллег. Папа частенько недоумевал, почему я так стремительно стараюсь перескочить с одной задачи на другую, выполнив все сразу и желательно без помощи коллег. А я не всег­да принимала папины советы о том, что иногда можно обра­титься за помощью к «товари­щам» и сделать дело сообща.

Меня очень озадачил во­прос разницы поколений в от­ношении к своей карьере. Что же меняется: цели или спосо­бы их достижения? Нашла ин­тересную информацию — «Теорию поколений», разрабо­танную Уильямом Штраусом и Нилом Хау в 1991 году.

Со­циологи изучали циклы раз­вития общества и выявили характеристики поколений, рождающихся на каждом эта­пе. Не вдаваясь сейчас в дета­ли и не углубляясь в теорию, хочу сказать, что нашла для себя интересное и вполне ло­гичное объяснение моего вопроса.

Нужно отметить, что поко­лением считается шаг в 20 лет, и люди, рождающиеся на данном этапе, имеют схожие нор­мы поведения, смысловые ориентиры и в том числе — по­нятие успеха. Сегодня выделя­ют 5 поколений:

Беби-бумеры (1945-1965)

Потребность в при­знании, оценке собственного авторитета. Поколение, кото­рое не признает свой возраст и всегда стремится к счастью, которое заключается в бесконечном самоотверженном труде. Эти люди — оптимисты, им присущ командный дух и коллективизм. Для них важ­но помогать друг другу, тру­диться вместе и сообща.

Поколение X (1960-1980)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» — девиз, отра­жающий постоянный поиск и борьбу с ограничениями. Короткий формат коммуни­каций — меньше слов, больше дела! Это люди, которые с дет­ства приучались к самостоя­тельности: сами делали уро­ки, собирались в школу, гото­вили себе обед и выполняли большинство дел без посторонней помощи.

Поколение Y (1981-1996)

Первое поколение, кото­рое явно столкнулось с соци­альным неравенством и ока­залось на перепутье эпох. Именно поэтому главное стремление — самоиденти­фикация (возможность вы­делиться). Очень высокая зависимость от сообщества и гипернацеленность на ре­зультат. Искреннее желание сделать мир лучше! Они понимают, что время движется бы­стро, поэтому не хотят быть узким специалистом, а разви­ваются в разных сферах одно­временно. Сильная предпри­нимательская жилка!

Поколение Z (1997-2010)

Закон и порядок становят­ся привычными, а технологии и инновации — комфортная среда для развития. Интерес к наукам и искусству, возвра­щение к «ручным навыкам». ЗОЖ и семья становятся есте­ственными условиями жиз­ни. Люди поколения Z имеют встроенный иммунитет к ре­кламе, потому что привыкли к ней с детства. Они не поклоняются брендам. Для них важ­но, чтобы товар был эколо­гичным и, главное, полезным, который будет развивать их как личность.

Поколение Альфа (после 2010)

Ориентир на мета­физическое развитие, равно­весие и позитив. Творчество и самореализация как смысл жизни. Как видно, границы по­колений весьма условны, но меня очень заинтересо­вала разница в глобальном восприятии мира разными поколениями. Почему-то я не принимала в расчет такое объяснение. Хотя в разницу характеров по знакам зодиа­ка я почему-то верила беспре­кословно.

Примечательно то, что сейчас начался уникальный период, когда одновремен­но на рынке труда встре­тились представители всех трех поколений — Х, У и Z. Че­рез 5-10 лет, я думаю, мо­жет произойти еще большее столкновение интересов. В принципе первое непо­нимание я ощутила даже на себе в своем примере подбо­ра сотрудников на вакантные места коллег.

Что же делать? Мне кажет­ся, в первую очередь не ругать последующие поколения за их безынициативность или стрем­ление к расслабленному рит­му жизни. Скорее всего, воз­действие на них будет намного более эффективным через при­зму их ценностей, а мотивация возможна всегда. Главное — по­нять, кому какой пряник пред­назначен. С наукой не поспо­ришь: каждое последующее поколение — более развитое (а не деградирующее, как при­нято считать в быту), их ДНК- код сложнее и их способности значительно превосходят пред­шественников.

Возможно, это и есть путь к естественной гар­монии? Люди все разные, нет объективного мерила, кто луч­ше. И стоит учитывать, что по­давляющее большинство опре­деляет вектор развития, а зна­чит, те, кого окажется больше на данном отрезке времени, и будут формировать поведен­ческие практики и взгляды, определять здоровый уровень амбиций и стремления к са­мореализации.

Можно зала­мывать руки и сопротивлять­ся, но это так. Наверное, стоит внимательнее оценивать же­лание роста и инициативность своих потенциальных коллег и подчиненных, чтобы на берегу понимать, возможно ли вооб­ще говорить с ними на одном языке, дабы избежать возмож­ного стресса от совместной ра­боты.