Выйти из декрета

Ребенок уже подрос, а мысль о возвращении в ряды работающих мам все равно пугает. Как перестать волноваться и начать действовать? Как сделать этот новый для всех период максимально полезным?

«У ТЕБЯ СВОЯ РАБОТА — это садик, у мамы — своя», — часто объясняют родители детям. Взрослым, конечно, никто ничего подобного не говорит. А ведь психологическая адаптация ра­ботающих мам проходит не легче, а иногда и сложнее детской, а выход из декрета в «большую жизнь» зачастую выглядит совсем не так, как мы его себе представляли.

Но важно вот что: в современном мире у жен­щины, к счастью, много возможностей. Она мо­жет посвятить себя работе, совмещать семью и карьеру или вообще сделать выбор в пользу де­тей. Главное, как вы себя при этом ощущаете. Если считаете, что, пока вы дома, жизнь про­ходит мимо и зря, если хочется что-то изменить, попробовать себя в новой сфере — отправляй­тесь на работу. Или поменяйте ее, а то и уйдите, если почувствуете себя несчастной. Выход из декрета — не проверка на успешность и не экза­мен, который нужно сдать на отлично, это про­сто один из вариантов развития событий. Хо­рош он или нет, решать только вам.

Как я оставлю ребенка?

Ожидание

Сын или дочка радостно целу­ют маму в щеку и бегут в группу к доброй Марье Николаевне. Мама машет вслед и довольная бежит на работу.

Реальность

Ребенок самозабвенно рыда­ет в раздевалке, а вы чувствуете себя чем-то средним между ехидной, кукушкой и огнеды­шащим драконом.

Чувство вины испытывает, наверное, каждая работающая мать. Как же иначе — в глазах обще­ственности (а иногда и собственных) она же вы­шла на работу развлекаться. Предала свою кровиночку, оставила на растерзание чужой тетке и посвятила жизнь карьере. А кровиночка каж­дое утро шмыгает носом и спрашивает, когда же мама заберет его из сада. Да еще и свекровь вздохнет: «Сереженька так скучает, так тоскует по маме», — то воспитатель в саду закатит глаза: «Опять ваш последним в группе остался. Мол, понятно, деньги зарабатывать важнее…»

Как быть?

Психолог Евгения Пайсон уве­рена: в первую очередь важно договориться не с ребенком, не с окружающими, а с собой. Тогда и остальные поймут и примут. «Я хорошая мать, и я делаю все правильно» — мантра, которую стоит затвердить наизусть и повторять еже­дневно. Можно даже на холодильник прикре­пить листок — выглядит странно, но помогает. Потому что так оно и есть — вы отличная мать. Напоминайте себе, что работающая женщина вносит свой вклад в благополучие семьи. Жизнь может сложиться как угодно, а деньги и про­фессиональная востребованность лишними не бывают. Кроме того, когда ребенок подрастет, он будет гордиться мамиными успехами. И са­мое важное, что при таком положении дел, как «да, у мамы есть семья, но есть и работа, люби­мое дело», дети понимают, что все в мире разви­вается гармонично, а не крутится вокруг них. Это осознание в дальнейшем поможет им стро­ить отношения с окружающими, находить свое место в коллективе. А страдая от чувства вины, пытаясь как-то компенсировать свое отсут­ствие, мы делаем хуже всем. Ребенок ощущает нестабильность, нервозность матери, и сам ду­мает, что происходит что-то не то, считает, что его бросили. Да, времени на ребенка стало мень­ше, но увеличьте насыщенность общения. Пусть это будут полчаса в день, но без отвлече­ния ни на что.

Я все успею!

Ожидание

Днем — работа, ровно в шесть — домой, вечером — воссоединение с семьей, чае­питие и разговоры о том, что у кого произошло.

Реальность

За день домашние дела ко­пятся и достигают критической массы. Букваль­но с порога приходится хвататься за пылесос, сковороду и голову одновременно. Результат очевиден — дикая усталость, нерв­ная атмосфера и выходные, когда хочется зарыться головой в подушку и не вставать. О быт способна разбиться не только семейная лодка, но и карьерные убеждения. Чтобы не превра­титься в загнанную лошадь, необходимо про­думать множество моментов.

Как быть?

Жизнь в доме не должна оста­навливаться до прихода мамы с работы. Как это обычно бывает: женщина приходит с сумками и пытается одновременно пожарить котлеты, подмести пол и сделать поделку из шишек и семечек на праздник осени для детского сада. Дела можно, нужно и важно уметь делегиро­вать. Муж может зайти в магазин или погулять с ребенком, старший брат или сестра — подме­сти пол. В общем, кто что может, тот то и делает.

После возвращения с работы маме необходи­мо брать паузу для отдыха, напоминает Евгения Пайсон. Хотя бы полчаса посидеть на диване с чаем и книжкой, принять душ. Потом — все остальное. Нет, это не блажь и сибаритство, а вклад в семейную атмосферу, в отношения.

Отдохнув, вы дадите семье гораздо больше и с большей охотой. И не стремитесь переделать все по-своему. Понятно, что самый заботливый муж и самый ответственный подросток не всег­да знают о существовании специального по­рошка для стирки цветных тканей и могут ку­пить сметану не той жирности. Но они старались — и заслуживают благодарности, а не критики. Так что определите зону допустимого и приемлемого и не тратьте нервы на остальное.

За порогом — жизнь!

Ожидание

Жизнь станет ярче и интерес­ней — новое общение, новые дела, ощущения.

Реальность

Первое время в голове будет полный сумбур, а вы будете очень уставать. Бесконечные разговоры на детской площадке про каши и педиатров, чтение «Тараканища» и «Золушки» по кругу, уборка, готовка — в какой-то момент работа начинает казаться оазисом и праздником. Но после длительного перерыва вписаться в новый ритм достаточно сложно. Общение с коллегами не всегда проходит гладко. Особенно если вы приходите в офис с на­строением «сейчас начнется праздник», а у них очередные горящие сроки и несданные отчеты. Тяжело проходит даже такая банальная вещь, как смена режима дня.

Как быть?

Работающим матерям в кино все удается на удивление легко. Они отводят ребенка в сад, балансируя на шпильках, одной рукой пишут отчет, а другой — список покупок для ланча в средиземноморском стиле.

Матери реальные несколько уступают герои­ням: они могут уставать, не справляться с домом и детьми, чувствовать себя неуспешными и — о ужас! — жалеть о том, что вообще вышли на ра­боту, и просто не хотеть никакого общения.

«Дайте себе несколько месяцев на адаптацию (в среднем от одного до трех), — рекомендует Евгения Пайсон, — и не делайте скоропалитель­ных выводов. Учтите, что даже при самом хоро­шем раскладе будут возникать сложности: уста­лость, обида, ощущение, что не справляешься и ничего не можешь. Этот период пройдет, и тог­да можно будет более объективно оценить про­исходящее».

Как войти в рабочий ритм

Ожидание

Вас не было всего-то три года, но вот вы вернулись — и будто не уходили: мозг работает как часы, в руках все горит.

Реальность

Да, оно и правда горит – но это ужас и паника. Похоже, вы просто все забы­ли, не можете ни на чем сосредоточиться, не понимаете, о чем говорят коллеги. Все пропало, вы безнадежно отстали от этого поезда.

Перерыв в карьере обычно и правда дается тяжело: во-первых, мир не стоит на месте, и в какой бы области вы ни работали, все неизбеж­но уйдут вперед. Во-вторых, за время декретно­го отпуска вы занимались совсем другими дела­ми, чаще всего не имеющими отношения к работе, так что как специалист явно не выросли.

Как быть?

Бизнес-тренер Елизавета Ефремова считает, что это просто ваше субъективное восприятие ситуации. Конечно, вы не стали хуже как работ­ник, вы просто временно выпали из «рабочего контекста», но при этом чувствуете, как снизи­лась ваша самооценка. А объективно все иначе: работодатели очень ценят женщин, вышедших из декрета! Во-первых, ниже вероятность, что они снова уйдут рожать и придется искать со­трудника на замену. Во-вторых, они обладают неоценимыми качествами: ответственностью, умением хорошо планировать свое время и де­лать несколько дел сразу, способностью догова­риваться и управлять процессами.

Никто не ждет от вас трудовых подвигов, про­сто дайте себе время войти в ритм. Чтобы по­чувствовать себя увереннее, читайте тематиче­ские статьи и книги, поучаствуйте в семинарах, слушайте лекции — повышайте квалификацию, и скоро всех догоните.

Я не боюсь конкуренции

Ожидание

Я уходила в декрет отличным специалистом — и вернулась отличным специ­алистом. Я уверена в себе, скоро меня оценят — и, конечно, повысят.

Реальность

Вокруг вас много людей, ко­торые, кажется, работают гораздо лучше. И мно­гие из них — молодые девушки, занимающие более высокие должности, чем ваша (и зарплата у них тоже, наверное, больше).

Как быть?

Кто-то ощущает недостаток уверенности в себе и своих силах, кто-то стано­вится жертвой стереотипов, предписывающих матерям обставить стол фото с младенцами, постоянно отпрашиваться на утренники и си­деть на больничных — и перестает напрягаться по поводу своей успешности. Но посмотрите на это иначе: время в декретном отпуске многие женщины используют, чтобы научиться чему-то новому. И это совсем не обязательно связано с бизнесом: может, вы научились водить машину и получили права, или освоили новое хобби, или наловчились вести домашнее хозяйство легко, быстро и без напряжения.

Почему же в офисе вы теряете уверенность? «Нет смысла конкурировать с молодыми сотрудниками, у которых еще нет семьи и они могут полностью сконцентрироваться на карьере, — говорит Ели­завета Ефремова. — Не сравнивайте себя с ними — у вас совсем разные «весовые категории», сравнивайте с собой — год назад, месяц назад. Лучше ищите сферы деятельности, где вы более успешны, где чувствуете себя уверенно».