У тебя на это 5 причин

Офисные работники, как правило, серьезны — из желания выглядеть значительно перед клиентом или из опасения уронить себя в глазах начальника. Но чувство юмора может быть полезным! Мы нашли пять причин, чтобы посмеяться на работе.

Однажды в европей­ском аэропорту я про­ходила паспортный контроль. Сотрудница пограничной служ­бы долго изучала мой документ, временами бросая на меня взгляд. Что-то не так с визой, уже волновалась я. Наконец она поставила штамп, протянула мне паспорт и улыбнулась: «А со стриж­кой вам все-таки лучше». Я рассмея­лась, и, как говорится, эта неожидан­ная шутка «сделала мой день».

Закрепившийся в современной куль­туре стереотип деловых отношений подразумевает серьезный, а то и ко­мандный тон. «В коллективном бес­сознательном фигура командира вну­шает гораздо больше уважения, чем фигура шута с бубенчиками», — заме­чает психолог Патрик Амар (Patrick Amar). Неудивительно, что на работе многие из нас предпочитают молча­ние остроумному замечанию.

Но если все время подавлять в себе эту здоровую эмоцию, то мы скоро превратимся в зануд или, чего добро­го, неврастеников. Смех — это самая мощная разрядка самого критичного напряжения. Люди боялись и боятся катастроф, смерти, начальства, «мирового зла», исторических катаклиз­мов. И это не считая индивидуальных фобий! Да, в нашей жизни случаются опасности и потери. Но смех освобо­ждает нас от страха, делает увереннее. При этом смеяться — вовсе не значит быть легкомысленным или бездель­ником. Как утверждал философ и исследователь смеховой культуры Михаил Бахтин, «нельзя быть празд­ным — но смех вовсе не праздное за­нятие». Право на смех и пародирова­ние любой действительности Бахтин противопоставлял не труду и герой­ству, а «лицемерам, врагам «веселой вольной правды».

Так что если начальник совсем не по­нимает шуток, а вы не можете без иро­нии к этому отнестись — не отказы­вайте себе в смехе, но практикуйте это лишь в обществе ближайших коллег, и не нанося ущерба его самолюбию.

А если начальник с чувством юмора — почему бы не поддержать эту волну! Если, конечно, речь не идет о высмеи­вании коллег и вообще окружающих. Ирония хороша, если она плод самоиронии, она «растапливает лед», ни­кому не угрожая.

1-Я ПРИЧИНА

Создать доброжелательную атмосферу

Смех должен быть свидетельством открытости. Мы лучше работаем и учимся, когда не испытываем напряжения. Для этого важно понимать границы иронии и шуток. Преподаватель иностранных языков в Высшей школе экономики и школьный учитель Мария Филиппенко убеждена, что шутки допустимы только в пределах учебного процес­са. Никаких острот о политике, религии, сексуальной ориентации, национальностях. Ведь в группе люди с самыми разными взглядами. «Когда ученики начинают шутить в ответ — это показатель правильного контакта и в хорошем смысле расслабленности в группе. Для изучения языка важно исключить стресс, создать доброжелательную ат­мосферу, — говорит Мария. — Не всем может показаться смешным то, что преподаватель задумал как веселое. Так что, пожалуй, тут важно умение шутить именно спонтанно и с улыбкой реагировать на «короткие замыкания». Смех — прекрасный способ предо­твратить или разрулить конфликт. Это лучшая реакция на ошибку — как студента, так и собственную (а такое тоже случается!)»

2-Я ПРИЧИНА

Не «выгорать» на работе

«Я включила бы чувство юмора в качестве обя­зательного в раздел «профессионализм», — про­должает Мария Филиппенко, — наряду с уме­нием находить контакт, чувствовать атмосферу в аудитории». Она уверена, что быстрое «выго­рание» учителей связано с тем, что им прихо­дится мгновенно принимать решения во время урока: как ответить, как оценить, заметить или нет чей-то промах. Все это стресс. «И если из се­рьезного или ироничного отношения к пробле­ме мы выбираем второе — то это нас, безусловно, сохраняет «как боевую единицу».

3-Я ПРИЧИНА

Донести свою мысль

Юмор может преобразить карьеру. Директор одного из подразделений компании L’Oreal Ди­дье Буш в значительной мере обязан ему своим успехом. «Я не мог рассчитывать на внешнюю импозантность, чтобы произвести впечатле­ние, — рассказывает этот начальник, чей рост меньше 160 сантиметров, — так что я научил­ся использовать юмор для большей доходчи­вости…» Когда аргументы сопровождаются шуткой, они становятся неопровержимыми. Но юмор не синоним мягкости: он позволяет «разговаривать более свободно и научиться, если надо, говорить «нет». Это необходимо», — добавляет Дидье Буш.

4-Я ПРИЧИНА

Бороться с изоляцией

Кристина Быстрых, исполнительный директор центра по работе с инвестора­ми Сбербанка, благодаря смеху заново влюбилась в свое дело. «Наша команда занималась очень серьезным международным проектом. Мы с успехом пред­ставили его в Англии, но руководство не выразило восторга и вместо этого назначило нового начальника. Все мы сникли, стали замкнутыми, я вообще решила поменять профессию. Но новый шеф оказался человеком с чувством юмора, которое позволило ему посмотреть на все со стороны, оценить наши сильные и слабые стороны и при этом не просто никого не обидеть, а придать уверенности каждому. Помню, мы с трепетом ждали решения по поводу реор­ганизации команды. Шеф должен был переговорить об этом с руководством. Вот он возвращается со встречи. Мы: ну что сказал главный? А он в ответ: сказан, что я слишком упитанный, пора бы мне сесть нас диету. Мы засмея­лись, и дальше как по волшебству все стало налаживаться — мы сплотились, появились новые идеи, разрешились противоречия».

5-Я ПРИЧИНА

Сопротивляться форс-мажору

Свежие идеи приходят не во время стресса, а когда удается расслабиться. Это давно поняла Инна Давыдова, директор латвийского музыкального агентства «Фонд Германа Бра­уна» (Hermana Brauna Fonds). В агентстве небольшая спло­ченная команда — поэтому смех всегда общий. Одному во­обще трудно веселиться. Смех или разделен, или не звучит совсем. Общий смех для Инны — это знак, что у всех есть эмоциональный запас, который необходим в работе. Кроме того, юмор — это своеобразный код. По нему можно безошибочно определить, в какой тональности говорить с партнерами, клиента­ми — людьми сложными, творче­скими, подчас избалованными. «Способность смеяться держит нас в равновесии при разных на­кладках, нестыковках, форс-ма­жоре. Например, известный му­зыкант перепутал рейс — и если у тебя нет чувства юмора, ты мо­жешь завалить концерт, на кото­рый уже проданы билеты. А если вспомнишь хороший анекдот на эту тему — найдется решение».