Слушать и смотреть – памятка менеджеру типографии

 

Как становятся продавцами в типографии? Самый прямой путь у выпускников профильных полиграфических учеб­ных заведений: за годы учебы они старались (я надеюсь) постичь суть работы типографии, её специфику. Полюбить свою профессию, как часто бывает, получается не у всех, поэтому какая-то заметная часть вы­пускников и не собирается работать в полиграфии. А те, кто идут, имеют хорошие шансы очень быстро сде­лать карьеру или, как минимум, за­служить благодарность начальства. Ведь этим специалистам не нужно тратить время на освоение специфи­ческих знаний, можно сразу влиться в процесс. Если с вами одновремен­но в типографию устроился на ра­боту такой, учтите, соревноваться с ним бесполезно, лучше — дружить.

Другой распространенный случай — прийти, что называется, «с улицы» — по объявлению в газе­те или по приглашению знакомого. У меня нет уверенности, что люди, пришедшие в полиграфию подоб­ными путями, с первого дня поймут, что это дело всей их жизни или, по крайней мере, нескольких ближай­ших лет. Тут всё зависит от вашего первоначального посыла. Если вы точно уверены, что рабо­та в типографии для вас временная (не забывая при этом расхожую фразу, что нет ничего более постоян­ного, чем временное), то всё, что вам нужно для быстрого освоения азов профессии, — это слушать и смо­треть. Даже так: «Слушать» и «Смо­треть». А уж директора типографий и начальники отделов продаж сами любят, когда все работники заняты — вас постараются как можно быстрее ввести в курс дела.

Если рассмотреть вариант «Слу­шать», то в некоторых типографиях есть специальные — иногда много­дневные — «курсы молодого бойца». Чтобы приступить к работе, новень­кий и неопытный продавец типо­графии должен пройтись (в прямом смысле) по всем подразделениям — начиная от допечатного и заканчи­вая складом готовой продукции. От­ветственные лица должны в сжатой и понятной форме рассказать, чем они собственно все занимаются на каждом участке рабочего процесса. Подобное вываливание массы све­дений на голову неподготовленного человека нельзя назвать очень уж эффективным. И совсем наивно было бы считать, что на выходе мы получим готового специалиста. Но это, по крайней мере, позволит новичку представить себе масштаб производства, его сложность. А так­же познакомит с несколькими специалистами, к которым он сможет, при необходимости, обратиться в случае неминуемых затруднений в процессе работы.

Описанный выше способ осо­бенно практикуется в средних и крупных типографиях. Его можно считать ответственным подходом к обучению новых работников. В небольших типографиях всё может оказаться много проще: сам директор или непосредственный начальник продавца-новичка прочтут ему коротенькую лекцию о работе в типографии, а потом сообщат, что можно уже приступать к работе, а по всем вопросом следует обращать­ся к коллеге за соседним столом.

Вот тут нужно следовать варианту «Смотреть». Делайте то же, что и все остальные, и вы быстро вольётесь в коллектив и, по прошествии корот­кого срока, будете работать наравне со всеми. Этот способ убережёт вас от массы неочевидных знаний в об­ласти полиграфии и ограничит толь­ко минимально необходимым набо­ром умений для успешного выжива­ния на этой должности. Сразу нужно оговориться, что, кроме хорошего, вы научитесь и плохому. Но это ведь не проблема, если ваша цель — переси­деть некоторое непродолжительное время до того, как появится ваша Настоящая Работа.

Карьера в полиграфии

Другой подход следует применить, если вы планируете задержаться в этой типографии или в полиграфии вообще. Тогда наилучшей стратеги­ей будет постановка правильной це­ли. Например, стать отличным про­давцом типографии. Эта установка меняет всё. У отличного специали­ста в любой области деятельности есть некий набор необходимых ка­честв, не зависящий от специфики, которые выделяют его из общего среднего уровня. Для достижения этого можно следовать нескольким простым советам.

Выполняйте все поручения ру­ководства

Неважно, что вы сами или ваши коллеги думают обо всех этих поручениях и начальнике лич­но. Если вам что-то принципиально не нравится — увольняйтесь. Если решили задержаться, то помните: ваша зарплата зависит от вашего руководителя, от работника же требуется хотя бы выполнять то, что ему поручено сделать (в рам­ках должностных обязанностей). Поэтому — выполняйте, а ещё лучше — перевыполняйте: сказали вам — обзвонить десять клиентов, обязательно переспросите: «А можно 15?» Руководство любит таких активных, и кроме того, вы сможете выполнить следующий пункт спи­ска моих рекомендаций.

Работайте больше

Серьёзно: ес­ли уж вы начали приходить в какое-то место на восемь часов в день, постарайтесь не тратить их попусту. Понятно, что гораздо приятнее ткнуться в монитор и переписы­ваться с приятелем, но это ещё ни­кому не помогало научиться рабо­тать. В любом деле главное — прак­тика: работа осваивается быстрее, когда вы ведёте активную осмыс­ленную деятельность. И даже если вы хотите, но боитесь (ошибиться или что на вас накричат или засме­ют) — соберитесь духом и всё равно делайте что-нибудь осмысленное постоянно. Буквально, заставляйте себя, выходите из зоны комфорта. Если все дела переделали — займи­тесь чем-нибудь из следующих трёх пунктов этого списка.

Постоянно читайте

Учиться нужно с первого до последнего ра­бочего дня, ибо полиграфия, как об­ласть знаний, огромна, почти необъ­ятна. Читайте все серьёзные профес­сиональные издания, коих на рынке не очень много. А также книги, которые, скорее всего, найдутся на какой-нибудь пыльной полочке в ва­шей типографии. Если не найдутся, так поищите что-нибудь из изданий, которые советуют полиграфисты. Вы не будете понимать всё прочитанное с первого раза (а мо­жет, не поймёте и с пятого), но это и не страшно. Ведь, чтобы поумнеть, надо читать книги, которые умнее нас. Выписывайте незнакомые сло­ва, потом спросите у специалистов или посмотрите в справочнике. Не­смотря на обширный словарь (не в смысле какого-то издания, а корпуса знаний) полиграфических терминов, есть небольшой список наиболее общеупотребимых слов, освоив кото­рые вы сделаете первый шаг на пути к профессионализму. Разумеется, просто заучить слова и их контекст мало, нужно понимать точное зна­чение и контекст употребления. Вот вам для начала дюжина: разрешение, обрезной формат, шитьё внакидку, выворотка, кегль, муар, пантон, 4+4, фальцовка, переплётная крышка, гарнитура, тиснение.

Разговаривайте с профессио­налами

Познакомьтесь и создайте хорошие отношения с начальника­ми или специалистами допечатного, печатного и послепечатного производств. Эти люди знают все ошибки, которые допускались в вашей ти­пографии. Будет лучше, если вы их напрямую будете спрашивать про конкретный заказ: «Какие ошибки я допустил при его оформлении?», если сомневаетесь в правильности хоть чуть-чуть. Не бойтесь по­казаться глупым или недалёким, опытные производственники на сво­ём веку повидали множество про­давцов. И можете поверить, что тех, кто о чём-то спрашивает и пытается разобраться в вопросе, — абсолют­ное меньшинство. Бросаться вам на шею с распростёртыми объятиями они тоже не станут — мол, своих дел по горло, а тут ещё какой-то неуме­ха пристает, но взашей не вытол­кают. Хотя и смотреть на вас могут свысока, но лучше это перетерпеть, чем вам же потом и оправдываться за испорченный тираж перед дирек­тором типографии и клиентом.

Смотрите, как работают на про­изводстве

Полиграфическое произ­водство очень сильно отличается от простых бытовых навыков работы с бумагой. Изучите эти особенности, и вы будете больше понимать, как делается каждый вид продукции, и ценить людей, которые умеют это делать. Пять минут у резальной машины дадут вам хорошее пред­ставление о том, как иногда очень непросто режется заказ, например, обыкновенных визитных карточек. И вы не будете больше риторически восклицать: «А что там резать-то: всего два листочка!» (И помните со­вет из предыдущей колонки: ничего не трогайте, а лучше — держите ру­ки за спиной.)

Не смотрите свысока на клиен­тов

Одно то, что вы работаете в ти­пографии, не делает вас более ком­петентным вообще во всех отраслях знаний. Клиенты — специалисты в своей области — пришли к вам как специалисту в полиграфии, чтобы получить соответствующую услугу, поэтому проявите к ним уважение. Не хихикайте над тем, что они хо­тят напечатать брошюру на скрепке объёмом в 15 страниц, вместо этого расскажите им про фальцовку. Чем больше на этапе оформления за­каза вы объясните вашим клиентам про особенности полиграфического производства (не наливая «воды» и не вдаваясь в заумные подроб­ности), тем меньше у них возникнет вопросов при получении тиража.

А поделившись своими знаниями, вы, во-первых, поможете челове­ку лучше понять происходящее с его заказом, а во-вторых, сможете лучше их запомнить, ведь обучение кого-либо — наилучший способ за­крепления материала для вас самих. И, кстати, будьте уверены: однажды, но не единожды, у вас появится клиент, который знает о типограф­ском производстве больше вас — профессиональные полиграфисты тоже заказывают тиражи.

Не врите

Проявите ещё больше уважения к клиентам — не обманы­вайте их по поводу их заказа. Это очень сложный момент для многих типографий. В некоторых есть официальная позиция руководства: да, мы завалили сроки по этому тиражу, его уже пора выдавать, а там ещё конь не валялся, но если мы скажем об этом клиенту, он у нас больше не будет печататься. И вот звонит этот клиент, и начинается сеанс выкручивания: мол, мы ваш заказ отпечатали и он теперь сохнет, или — всё уже погрузили, но тут грузовик сломался и т.п. Но клиент ведь не идиот, если он печатается не первый раз, он все эти оправдания уже слышал и прекрасно понимает им цену. Самый настырный ещё и явится в типографию и попро­сит показать тираж.

Вот какими гла­зами вы будете на него смотреть, если ему показать будет нечего? Ещё раз: руководство может заставлять вас врать, но каждый раз задавайте себе вопрос, стоит ли оно того? У меня есть ощущение, что адекватных за­казчиков, которые предпочитают услышать об истинном положение дел, а не очередное вранье, всё-таки больше. Не следует также обманы­вать своих коллег и начальство, тут путь правды будет ещё короче. А для лучшего усвоения этой финальной мысли перечитайте рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится яв­ным». Он короткий…