Октябрь 2012
Как рассчитывают отпускные?
Лето — пора отпусков. Вы тоже собираетесь отдохнуть. Вот уже и отпускные начислены… Но как проверить, получили ли вы все, что вам причитается?
Формула расчета
Согласно статье 136 Трудового кодекса (ТК) РФ, отпуск должен быть оплачен не позднее чем за три дня до его начала. Размер отпускных рассчитывается исходя из среднего дневного заработка, который вы получали в течение 12 полных месяцев, предшествующих отпуску. Например, если вы уходите в отпуск с 6 июля 2013 года, то расчетным периодом будет время с 1 июля 2012 года по 30 июня 2013 года.
Порядок расчета среднего дневного заработка определяется статьей 139 ТК РФ. Если в вашей работе за последние 12 месяцев не было перерывов (больничных, командировок, отпусков и т.п.), чтобы рассчитать это, сначала надо суммировать зарплату за 12 месяцев расчетного периода и разделить ее на 12 — таким образом, мы узнаем среднюю месячную зарплату. Ее надо разделить на 29,4 — среднее количество календарных дней в месяце. Получится средний дневной заработок.
Чтобы рассчитать сумму отпускных, надо умножить его на количество дней отпуска. Допустим, в течение расчетных 12 месяцев ваша зарплата составила в сумме 384 000 руб. Делим это число на 12 и получаем среднемесячный заработок — 32 000 руб. Затем 32 000 руб. делим на 29,4. Получится средний дневной заработок — 1088,44 руб. Умножаем это число на количество дней отпуска (например, 14). Получаем 15 238,16 руб. — это и есть сумма ваших отпускных.
Важные нюансы
Все эти нюансы касаются исчисления среднего заработка, по которому рассчитываются отпускные. Они оговариваются в Постановлении Правительства № 922 от 24 декабря 2007 года.
■ Если в течение 12 расчетных месяцев вы какое-то время не работали (например, брали больничный), то ни время, которое вы находились дома, ни деньги, полученные за больничный, в расчет не принимаются, т.е. вы получите почти столько же отпускных, как если бы работали все это время.
■ При расчете среднего заработка, а значит, и отпускных, учитывается не только основная зарплата, но и другие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, в частности премии (кроме разовых — выданных к праздникам, юбилеям и т.п.), всевозможные надбавки (например, за ученую степень или стаж), а также зарплата, выплаченная в процентах выручки от реализации продукции, и т.п.
■ При расчете отпускных не учитываются социальные и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда: материальная помощь, оплата питания, проезда, обучения и т.п.
■ Если за расчетный период всем работникам организации (а не только вам) повысили зарплату, то при расчете среднего заработка размер всех выплат, проведенных до повышения зарплаты, повышается на коэффициент, на который была повышена зарплата.
Например, вы идете в отпуск с 1 июля, а в январе того же года всем сотрудникам вашей фирмы повысили зарплату. В этом случае вы получите столько же отпускных, как если бы зарплату повысили не 1 января, а в начале расчетного периода — 1 июля прошлого года.
В интернете несложно найти специальные калькуляторы отпускных. Чтобы узнать, сколько вы должны получить, надо ввести туда зарплату за каждый месяц отработанного года и количество дней отпуска.
Домой, как на работу
В настоящее время в России трудится около двух миллионов удаленных работников, а к 2015 году эта цифра обещает вырасти в полтора раза. Домашний офис становится все более распространенным явлением, а вопрос о том, как его организовать, остается открытым.
Не важно, какие причины побудили (или еще только начинают побуждать) вас отказаться от бодрящих поездок в утреннем транспорте и радости трудиться в сплоченном коллективе. Если вы выбрали работу на дому, значит, причины были значимыми. Вставать в любое время, быть самому себе хозяином — это ли не мечта? Однако наша работа на дому станет на 100 % эффективной лишь тогда, когда мы организуем себя так, чтобы рабочий график соблюдался даже в домашних условиях. Давайте строить будущее вместе.
Прежде всего, надо подумать о том, что вся офисная техника, которая была необходима вам для работы, осталась в том офисе, куда вы решили больше не возвращаться. А если помимо компьютера вам необходим факс и мощный принтер, то все это придется приобрести самостоятельно и — что, быть может, еще важнее — найти, куда поставить. Впрочем, даже если для работы вам достаточно одного ноутбука, сидеть с ним на краешке кресла, большую часть которого занимает гора неглаженного белья, в целях повышения продуктивности не рекомендуется.
Полезная информация об автомобилях — обзоры, тест-драйвы, статьи, новости.
Лучше всего, конечно, если у вас будет отдельный кабинет для работы, впрочем, подойдет и правильно обустроенный стол. В обстановке этого самого стола можно руководствоваться миллионом различных авторитетных мнений: от Зигмунда Фрейда до учителей фэншуй. Вот, тем не менее, основные советы.
Лучшая форма рабочего стола — прямоугольная. К такому выводу пришли французские психологи. На прямоугольном столе легко размещаются все необходимые вещи, с него, в отличие от круглого, не сваливаются в процессе работы локти.
Желательно поставить стол сбоку от двери. Вы ни в коем случае не должны сидеть к входу спиной — так вы защитите себя от подсознательного ожидания «атаки». Не стоит также сидеть лицом к видимому в открытую дверь коридору — это уносит мысли далеко от дел, так же как и вид из окна, если оно располагается прямо у вас перед глазами.
В стуле главное — спинка. Она должна быть «поддерживающей», и, в идеале, возвышаться у вас над головой. Это полезно и в целях отдыха, и для придания значимости своему делу.
Освещение — превыше всего. Днем это должен быть солнечный свет, а по вечерам — комфортный искусственный. Так, с технической составляющей разобрались. А что же делать с психологической? Раньше мы воспринимали дом как блаженную тихую гавань. Теперь же посреди нее должен вырасти островок серьезности. Как обеспечить его процветание?
■ Во-первых, раз вы сами себе хозяин, будьте к себе строже, иначе вы категорически не будете успевать с делами. За работу, выполненную досрочно, можно похвалить себя, за лень — наказать. Как? Лучше всего работают финансовые запреты. Работая на дому, вы острее понимаете, что время — деньги, и если оно проводится бездарно, то и денег меньше. Так отдайте свои кровные мужу и запретите ему выдавать их вам в случае, если день прошел бесполезно.
■ Во-вторых, составьте для себя график работы, которого необходимо строго придерживаться, и старайтесь в него укладываться. Для планирования используйте настенные календари и планировщики на бумажных и электронных носителях. Психологи говорят, что, записывая, мы запоминаем «через руку», и информация в мозгу располагается более структурированно.
■ В-третьих, выработайте правильное отношение близких к вашему делу. Фразы в стиле «ты же все равно дома сидишь…» недопустимы. Если кто-то из родных пытается отвлечь вас просьбами именно под этим предлогом, строго и твердо отвечайте, что заняты и в рабочее время не можете заниматься ничем, кроме работы. Чтобы родные это поняли, нужно, чтобы они увидели результат ваших трудов. Порадуйте их подарками или в самый нужный момент достаньте из загашника деньги на срочный ремонт машины. И еще очень важно, чтобы близкие видели, что вы действительно работаете, а не играете в компьютерные игры.
Хорошо бы объяснить свою занятость детям. То, что мама дома, вовсе не означает, что она доступна для игр. Для того чтобы ребенок это понял, можно применить игровые методы, например, поставить песочные часы и сказать: «Когда песочек пересыплется, я освобожусь и поиграю с тобой». Попробуйте дать ребенку задание, преувеличив его значимость для вас: «Построй для меня замок, только очень высокий! Сможешь?» Допустим, график мы составили. Но как не превратить дом в офис? Как сохранить в нем атмосферу уюта не только для домочадцев, но и для себя самой? Выходные — для всех! Это важно! Встречайтесь с друзьями, ходите на прогулки и старайтесь не думать о делах!