Октябрь 2012

Как рассчитывают отпускные?

Лето — пора отпусков. Вы тоже собираетесь отдохнуть. Вот уже и отпускные начислены… Но как проверить, получили ли вы все, что вам причитается?

Формула расчета

Согласно статье 136 Трудового кодекса (ТК) РФ, отпуск дол­жен быть оплачен не позднее чем за три дня до его начала. Размер отпускных рассчитывается исходя из средне­го дневного заработка, который вы получали в течение 12 полных месяцев, предшествующих отпу­ску. Например, если вы уходите в отпуск с 6 июля 2013 года, то рас­четным периодом будет время с 1 июля 2012 года по 30 июня 2013 года.

Порядок расчета среднего днев­ного заработка определяется ста­тьей 139 ТК РФ. Если в вашей работе за последние 12 месяцев не было перерывов (больничных, командировок, отпусков и т.п.), чтобы рассчитать это, сначала надо суммировать зарплату за 12 меся­цев расчетного периода и разде­лить ее на 12 — таким образом, мы узнаем среднюю месячную зар­плату. Ее надо разделить на 29,4 — среднее количество календарных дней в месяце. Получится сред­ний дневной заработок.

Чтобы рассчитать сумму отпускных, надо умножить его на количество дней отпуска. Допустим, в течение расчетных 12 месяцев ваша зар­плата составила в сумме 384 000 руб. Делим это число на 12 и полу­чаем среднемесячный заработок — 32 000 руб. Затем 32 000 руб. делим на 29,4. Получится средний дневной заработок — 1088,44 руб. Умножаем это число на количе­ство дней отпуска (например, 14). Получаем 15 238,16 руб. — это и есть сумма ваших отпускных.

Важные нюансы

Все эти нюансы касаются исчис­ления среднего заработка, по кото­рому рассчитываются отпускные. Они оговариваются в Постанов­лении Правительства № 922 от 24 декабря 2007 года.

■ Если в течение 12 расчетных месяцев вы какое-то время не работали (например, брали боль­ничный), то ни время, которое вы находились дома, ни деньги, полу­ченные за больничный, в расчет не принимаются, т.е. вы получите почти столько же отпускных, как если бы работали все это время.

■ При расчете среднего заработка, а значит, и отпускных, учитыва­ется не только основная зарплата, но и другие выплаты, предусмо­тренные системой оплаты труда, в частности премии (кроме разовых — выданных к праздникам, юбилеям и т.п.), всевозможные надбавки (например, за ученую степень или стаж), а также зарпла­та, выплаченная в процентах выручки от реализации продук­ции, и т.п.

■ При расчете отпускных не учи­тываются социальные и иные выплаты, не относящиеся к опла­те труда: материальная помощь, оплата питания, проезда, обуче­ния и т.п.

■ Если за расчетный период всем работникам организации (а не только вам) повысили зарплату, то при расчете среднего заработка размер всех выплат, проведенных до повышения зарплаты, повы­шается на коэффициент, на кото­рый была повышена зарплата.

Например, вы идете в отпуск с 1 июля, а в январе того же года всем сотрудникам вашей фирмы повы­сили зарплату. В этом случае вы получите столько же отпускных, как если бы зарплату повысили не 1 января, а в начале расчетного периода — 1 июля прошлого года.

В интернете несложно найти специальные калькуляторы отпускных. Чтобы узнать, сколько вы должны получить, надо вве­сти туда зарплату за каждый месяц отработанного года и количество дней отпуска.

Домой, как на работу

В настоящее время в России трудится около двух миллионов удаленных работников, а к 2015 году эта цифра обещает вырасти в полтора раза. Домашний офис становится все более распро­страненным явлением, а вопрос о том, как его организовать, остается открытым.

Не важно, какие причины побудили (или еще только начинают побуж­дать) вас отказаться от бодрящих поездок в утреннем транспорте и радости трудиться в сплоченном коллективе. Если вы выбрали работу на дому, зна­чит, причины были значимыми. Вставать в любое время, быть самому себе хозяином — это ли не мечта? Однако наша работа на дому станет на 100 % эффектив­ной лишь тогда, когда мы органи­зуем себя так, чтобы рабочий гра­фик соблюдался даже в домашних условиях. Давайте строить буду­щее вместе.

Прежде всего, надо подумать о том, что вся офисная техника, которая была необходима вам для работы, осталась в том офисе, куда вы решили больше не возвращать­ся. А если помимо компьютера вам необходим факс и мощный прин­тер, то все это придется приобре­сти самостоятельно и — что, быть может, еще важнее — найти, куда поставить. Впрочем, даже если для работы вам достаточно одно­го ноутбука, сидеть с ним на кра­ешке кресла, большую часть кото­рого занимает гора неглаженного белья, в целях повышения про­дуктивности не рекомендуется.

Полезная информация об автомобилях — обзоры, тест-драйвы, статьи, новости.

Лучше всего, конечно, если у вас будет отдельный кабинет для работы, впрочем, подойдет и пра­вильно обустроенный стол. В обстановке этого самого стола можно руководствоваться мил­лионом различных авторитетных мнений: от Зигмунда Фрейда до учителей фэншуй. Вот, тем не менее, основные советы.

Лучшая форма рабочего стола — прямоугольная. К такому выводу пришли французские психологи. На прямоугольном столе легко размещаются все необходимые вещи, с него, в отличие от кругло­го, не сваливаются в процессе работы локти.

Желательно поставить стол сбоку от двери. Вы ни в коем случае не должны сидеть к входу спиной — так вы защитите себя от подсо­знательного ожидания «атаки». Не стоит также сидеть лицом к видимому в открытую дверь кори­дору — это уносит мысли далеко от дел, так же как и вид из окна, если оно располагается прямо у вас перед глазами.

В стуле главное — спинка. Она должна быть «поддерживающей», и, в идеале, возвышаться у вас над головой. Это полезно и в целях отдыха, и для придания значимо­сти своему делу.

Освещение — превыше всего. Днем это должен быть солнечный свет, а по вечерам — комфортный искус­ственный. Так, с технической составляю­щей разобрались. А что же делать с психологической? Раньше мы воспринимали дом как блажен­ную тихую гавань. Теперь же посреди нее должен вырасти островок серьезности. Как обес­печить его процветание?

■ Во-первых, раз вы сами себе хозяин, будьте к себе строже, иначе вы категорически не будете успевать с делами. За работу, выполненную досрочно, можно похвалить себя, за лень — нака­зать. Как? Лучше всего работают финансовые запреты. Работая на дому, вы острее понимаете, что время — деньги, и если оно прово­дится бездарно, то и денег меньше. Так отдайте свои кровные мужу и запретите ему выдавать их вам в случае, если день прошел бес­полезно.

■ Во-вторых, составьте для себя график работы, которого необхо­димо строго придерживаться, и старайтесь в него укладываться. Для планирования используй­те настенные календари и плани­ровщики на бумажных и элек­тронных носителях. Психологи говорят, что, записывая, мы запо­минаем «через руку», и информа­ция в мозгу располагается более структурированно.

■ В-третьих, выработайте пра­вильное отношение близких к вашему делу. Фразы в стиле «ты же все равно дома сидишь…» недо­пустимы. Если кто-то из родных пытается отвлечь вас просьбами именно под этим предлогом, стро­го и твердо отвечайте, что заняты и в рабочее время не можете зани­маться ничем, кроме работы. Чтобы родные это поняли, нужно, чтобы они увидели результат ваших трудов. Порадуйте их подарками или в самый нужный момент достаньте из загашника деньги на срочный ремонт маши­ны. И еще очень важно, чтобы близкие видели, что вы действи­тельно работаете, а не играете в компьютерные игры.

Хорошо бы объяснить свою занятость детям. То, что мама дома, вовсе не означает, что она доступ­на для игр. Для того чтобы ребе­нок это понял, можно применить игровые методы, например, поста­вить песочные часы и сказать: «Когда песочек пересыплется, я освобожусь и поиграю с тобой». Попробуйте дать ребенку задание, преувеличив его значимость для вас: «Построй для меня замок, только очень высокий! Сможешь?» Допустим, график мы состави­ли. Но как не превратить дом в офис? Как сохранить в нем атмо­сферу уюта не только для домо­чадцев, но и для себя самой? Выходные — для всех! Это важно! Встречайтесь с друзьями, ходите на прогулки и старайтесь не думать о делах!