Сентябрь 2012

Как сделать из студента человека?

Ксения Гусева, менеджер по развитию персонала Строительной компании «Ирбис».

Ни для кого не секрет, что в строительной отрасли в последние годы наблюдается острый дефицит кадров, причём как инженеров-управленцев, так и простых рабочих. На данный момент рынок труда практически исчерпал себя — высококвалифицированных специалистов днём с огнём не сыскать.

Идеальный кандидат для работодателя — это достаточно молодой, современный, хорошо разбирающийся в новых и старых стандартах, имеющий достаточный строительный опыт, умеющий управлять людьми инженер. Где его взять?

Начиная с перестроечного времени технические вузы постепенно теряли своих абитуриентов. Школьники хотели быть кем угодно, только не инженерами. Только в последнее время престиж этой профессии начал возрождаться. А что уж говорить о качестве современного образования… Безусловно, вузы дают достаточную теоретическую базу, но работа в строительной области — это преимущественно практический опыт.

Мы в нашей компании решаем проблему нехватки молодых специалистов самостоятельно с помощью так называемого Профинкубатора. Раньше такой метод использовался в основном в производственных сферах, теперь его взяли на вооружение и строительные компании.

По сути Профинкубатор — это система профессиональной подготовки молодых специалистов внутри компании за счёт наставничества опытных специалистов. Наставничество — это ускоренное обучение основным навыкам профессии, развитие у молодых сотрудников способности самостоятельно и качественно выполнять работу.

Как известно, самые эффективные знания — это знания, полученные в процессе работы. Таким образом, в рамках Профинкубатора молодые люди получают возможность реализовать свой потенциал, начиная с выполнения несложных задач и получая при этом необходимый опыт для самостоятельной работы.
В общем, схема проста. Почему так мало компаний используют этот источник для получения кадров? Ответ простой — отсутствие необходимого времени и ресурсов, ведь подготовка специалиста таким путём — достаточно длительный процесс. Молодой специалист — это вклад в будущее компании, который может окупиться не так скоро, как хотелось бы (или вообще не окупиться). При этом наставничество — это дополнительная нагрузка на опытных сотрудников, которой они, к слову сказать, не всегда рады.

Но главная сложность состоит всё же в поиске талантливых молодых специалистов. Лучше всего присматриваться к студентам, начиная с середины 3-го курса. Как правило, все они заинтересованы в получении практического опыта работы. В нашу компанию мы с удовольствием берём на практику студентов. И у нас за время практики появляется возможность посмотреть на них в разных рабочих ситуациях.

По окончанию стажировки мы просим студента рассказать, что ему понравилось, к какой работе у него больше лежит душа. Руководитель по практике, в свою очередь, тоже оценивает практиканта. Это совместная работа, в положительном результате которой заинтересованы обе стороны.

В советское время направления на практику давал вуз. Сейчас практика в основном отдана на откуп самому студенту. В этом нам видится наибольшая сложность. Часто бывает так, что студент понятия не имеет, чем бы он хотел заниматься. Ему сложно правильно преподнести себя компании, чтобы получить место для практики. Да и понять работодателей можно: ведь руководитель несёт ответственность за результат работы студента-практиканта, нужно понять, какую работу ему можно поручить, и вести постоянный контроль над процессом её выполнения.

В нашей системе Профинкубатора практика — это только первый шаг. Как правило, на данном этапе много молодых людей отсеивается. Но тех, кто зарекомендовал себя с лучшей стороны, мы берём на заметку. Дальше начинается второй этап Профинкубатора — привлечение студентов, прошедших у нас практику, для выполнения определённой работы под руководством опытных специалистов.

Бывает так, что студент приходит на практику в один департамент, а продолжает работать уже в другом. Система прохождения практики в разных департаментах компании как раз даёт возможность студенту и руководителю понять, где он наиболее эффективен, оценить его сильные стороны.

К концу четвёртого курса самые активные и талантливые студенты уже работают в нашей компании, начиная с одной, отдельно взятой части проекта, или над небольшими локальными задачами.

Постепенно студенты набираются опыта и, получив диплом, не пополняют ряды безработных молодых специалистов, а становятся нашими полноценными сотрудниками, уже усвоившими стандарты и систему работы компании. Даже если в компании в определённый момент времени нет вакансий, молодой человек, прошедший систему Профинкубатора, получает отзыв о своей работе и рекомендации.

Функции государственного образования сводятся к выдаче студенту диплома, после чего он полностью предоставлен сам себе. Понятно, что выходя из вуза с дипломом, но без опыта работы и рекомендаций, очень трудно найти работу по специальности. Поэтому Профинкубатор в данном случае — это бесспорная польза для молодых людей.

В свою очередь, компания, ориентированная на то, чтобы растить сотрудника своими силами, а не переманивать его у конкурентов, получает на выходе компетентного и лояльного специалиста.

Наконец, Профинкубатор приносит реальную пользу для общества и государства тем, что берёт на себя самый сложный этап в начале карьеры молодого специалиста — обретение себя в профессии. Если бы нечто похожее на Профинкубатор стало нормальной практикой в отечественных фирмах, может по специальности в нашей стране работало бы гораздо больше молодых специалистов.

P.S. За последние 2 года практику в нашей компании прошли более 20 студентов профильных вузов, и из них после окончания университета полноценными сотрудниками компании «ИРБИС» стали 8 молодых специалистов.

Нужен срочный перевод текста статьи? — Обращайтесь в бюро переводов ANAKONDA-TRANSLATE.